В 2014 г Православная Церковь отмечает 700 летие со дня рождения одного из великих православных и почитаемых народом святых — Сергия Радонежского.

Сергий Радонежский.

Сергий РадонежскийВ 2014 г Православная Церковь отмечает 700 летие со дня рождения одного из великих православных и почитаемых народом святых — Сергия Радонежского. Преподобный Сергий был великим русским святым, молитвенником и заступником земли Русской, «Игумен земли Русской» — называли его в народе.

Преподобный Сергий родился 3 мая 1314 г. в селе Варницы и был сыном ростовских бояр Кирилла и Марии. Родители его отличались горячей верой в Бога. За их праведную жизнь Господь послал им удивительного сына. В детстве и отрочестве святой Сергий носил имя Варфоломея.

Варфоломей был скромен, молчалив, кроток и ласков, не раздражался никогда, всегда слушался своих родителей. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте, но грамота не давалась ему, и он не мог научиться писать, считать, читать. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения.

Однажды, ища в поле пропавших жеребят, он увидел под дубом незнакомого старца, монаха, который молился. Мальчик подошел к нему и поведал свою скорбь: «Помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Чудесный старец дал мальчику просфору и благословил хорошо учиться. С тех пор Варфоломей стал лучшим учеником в школе.

В 1328 году родители Варфоломея поселились поближе к Москве, в селение Радонеж. Любовь к родителям удерживала его в родной семье, до их смерти. Ради них он не уходил в монастырь. После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном поселился недалеко от Радонежа в глухом лесу.

Помолившись, братья начали своими руками лес рубить и на плечах своих бревна переносить на выбранное место. Сначала они соорудили хижину для жилья, затем келью, а затем и церковь. И освящена была церковь во имя Святой Троицы. Так было положено начало знаменитой Троице-Сергиевской Лавре. Стефан не перенес тяжелого испытания пустынножительства и скоро ушел в Москву, в Богоявленский монастырь, но Варфоломей остался тверд и, расставшись с братом, постригся в монахи у некоего игумена Митрофана, настоятеля  одного из окрестных приходов, и принял имя Сергия в честь мученика, память которого празднуется 8 октября. В это время Варфоломею было 23 года. После пострижения, молодой инок остался один в лесу безмолвствовать и провел в полном уединении около двух лет. К нему приходил медведь. Самому Сергию было почти нечего есть, но он делился с медведем последним куском хлеба. И зверь его не трогал.

Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространялась повсюду. К нему стали приходить ученики, образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра.

Сергий Радонежский2

Став игуменом, начальником над монахами, он не возгордился, а вел себя как самый простой монах, всем помогая и всех жалея. Сергий оставался таким же, как раньше: мягкая поступь, внимательный и светлый взгляд. Вставал поутру раньше всех, первым являлся в церковь. Был не только игуменом для братии, но, как и прежде, поваром, дровосеком, портным, плотником. А теперь стал еще и писцом – переписывал книги, некоторые из них хранятся в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры. Он управлял только посредством своего примера: строил кельи, рубил и колол дрова, носил их к кельям, молол в ручных жерновах, пек хлеба, варил пищу, кроил и шил одежду и обувь, носил на гору воду в двух водоносах. Одним словом, по выражению блаженного Епифана, он служил братии как купленный раб. Постепенно слава о Сергии росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, он мирил их и уговаривал По  его совету ростовский князь в 1356 году, а нижегородский в 1365 подчинились московскому великому князю. Это сыграло свою роль перед началом Куликовской битвы – почти все князья признали первенство Дмитрия Иоанновича и выступили против татар плечом к плечу.

До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь он стоял пред трудным делом: благословения на войну, кровь, смерть.  Преподобный Сергий вышел в жизнь, когда «татарщина уже надламывалась». Времена Батыя, разорения Владимира, Киева, битва при Сити — все далеко. Идут два процесса, разлагается Орда, крепнет молодое русское государство. Орда дробится, Русь объединяется. В Орде несколько соперников, борющихся за власть. Они друг друга режут, отлагаются, уходят, ослабляя силу целого. В России, наоборот,— восхождение.

В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал ханом. Собрал всю волжскую Орду, нанял хивинцев, ясов и буртасов, сговорился с генуэзцами, литовским князем Ягайло — летом заложил свой стан в устье реки Воронежа. Поджидал литовцев.

Время для  Московского князя опасное.

18 августа Димитрий с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру.  Это было и торжественно, и глубоко серьезно: Русь собралась против захватчиков. Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков с Андреем  Ольгердовичем – впервые обьединились. Отстояли литургию. Во время службы прибывали вестники — война и в Лавру шла,— докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой.— «Иди, не бойся. Бог тебе поможет» И, наклонившись, на ухо ему шепнул: «Ты победишь». Вместе с Дмитрием старец послал на правый бой двух монахов – Пересвета и Ослаблю. Первый, постарше,- боярин Андрей Ослябя, второй — Александр Пересвет. На головах их были надеты чёрные шлемы спасения — островерхие кукули с вышитыми белыми крестами. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей — в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Посылая своих иноков на бой с “погаными”, Сергий нарушал церковные каноны, запрещавшие монахам брать в руки оружие. Во имя спасения Отечества он рисковал собственным “спасением души”. Однако Сергий готов был принести и эту, самую тяжкую для монаха, жертву.

Сергий Радонежский3

Рано поутру 8 сентября 1380 года на Куликовом поле сошлись русская рать и ордынское войско. По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст.

С надеждой ждал их преподобный,

Молитву в храме возносил.

Он предсказал и плач надгробный,

И славу ратную Руси.

Благословил идти без страха,

Коль Русь святая дорога!

И в подкрепленье двух монахов

Послал на злобного врага.

Семь дней убитых хоронили

С залитых кровию холмов.

На небо ангелы носили

Их души под святой Покров.

Все время, пока шла битва, в Троицкой обители Сергий и братья молились за русское войско. Преподобный Сергий, обладая прозорливостью, видел битву издали. Духом Сергий был на поле брани, называл по именам павших, сообщал об успехах и неудачах русского войска и, наконец, возвестил о полном поражении врага. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы русские воины одержали на Куликовом поле победу, положив начало освобождения Руси от монголо-татарского ига. . Вскоре великий князь Дмитрий Иванович посетил Сергия Радонежского. « Преподобный встретил его у святых ворот обители со святыми иконами и святой водой и, осенив его крестом, поздравил с победой. Великий князь поведал старцу о ходе битвы, рассказал и о геройской смерти доблестного его послушника, Александра Пересвета, примолвив: «Если бы, отче святый, твой послушник Пересвет не убил татарина-богатыря, сколь бы многие испили от него чашу смертную! И без этого великое множество христианского воинства избито татарами: помолись о них, честный отче!» (Житие Сергия Радонежского).

В бытность свою на этот раз в Троицкой обители, великий князь велел петь панихиды и служить заупокойные литургии по всем убиенным на Куликовском поле. Это поминовение совершается и теперь ежегодно во всех православных храмах России, под именем Димитриевской субботы перед 26 октября (8 ноября н.ст., день ангела великого князя Дмитрия Ивановича), и, конечно, установлено не без совета с Преподобным Сергием. Великий московский князь после Мамаева побоища начал относиться к Радонежскому игумену с еще большим благоговением. Именно Сергия князь пригласил в 1389 году для скрепления духовного завещания, которое узаконило порядок перехода престола к старшему сыну от отца.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрел свою кончину

 Вот Сергий-старец на исходе дней,

Остались в прошлом подвиги, затворы,

В нем ищут люди мудрости, опоры,

И жизнь его, окидывая взором,

Хотят постичь, что было главным в ней?

Упорный труд с зари и до зари,

Уклад простой, но чистый и суровый,

Он строил души и монастыри,

Чтоб на Руси звучало Божье слово.

 Он умер 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года, прожив 78 лет. Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, которые и поныне пребывают в Троице-Сергиевской Лавре. В1452 году преподобный Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

Святой Сергий Радонежский – удивительная, яркая личность. Его жизненный путь – образец святости и веры. Он жил не напоказ, а так, как подсказывало ему сердце, вера в Бога. “Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Сергий пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленнейшим старцем. одним из величайших сынов России

До преподобного на Маковице был лес, вблизи — источник, да медведи жили в дебрях по соседству. А когда он умер, место резко выделялось из лесов и из России. На Маковице стоял монастырь — Троице-Сергиева лавра, одна из четырех лавр нашей родины.

Сергий Радонежский4

Позднее лавра преподобного Сергия всегда была на защите нашего Отечества. Недаром же она была построена как монастырь-крепость. Она защищала сердце Руси — ее столицу, Москву, от врагов. Сейчас этот монастырь называется Троице-Сергиевой лаврой, находится в городе Сергиеве Посаде в Подмосковье.

Воронцова Л. А.

(274)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *