Паломничество по маршруту «Ярославль — Ростов Великий — Годеново – Тутаев»

Православное краеведение

К святыням Земли Русской, или записки паломников.

         Собираясь в паломничество по маршруту «Ярославль — Ростов Великий — Годеново – Тутаев», мы до конца не понимали логики такого выбора. И только в автобусе, когда наш руководитель и духовник протоиерей Вячеслав Ершов, настоятель Новоторъяльского храма Вознесения Господня, начал подробно рассказывать о святынях, к которым мы едем, сердце наше забилось от радости! Еще бы, ведь мы ехали к нашим русским святым, прежде всего, с просьбой о помощи в строительстве храма!!!

Вся группа оказалась не столь многочисленной, всего 30 человек, восемь из которых – прихожане нашего храма Всех Святых в Земле Российской Просиявших. Точнее сказать, девять человек: со своей мамой Ириной побывала в святых местах шестилетняя Елизавета.

5 мая в 20.30 вечера нас, изрядно замерзших на холодном ветру, в Советском у вокзала забрал комфортабельный теплый «автолайнер», выехавший из Нового Торъяла. В Йошкар-Оле к нам присоединились еще три женщины, и мы отправились в дальний путь, который лежал через такие русские города как Владимир, Иваново, Ковров – город воинской славы России.

Утром 6 мая мы уже ехали по Ярославской земле. Дорога привела нас в городок  Некрасовское, что находится в устье реки Солоница при впадении ее в Волгу.  На окраине Некрасовского находится один из древнейших русских монастырей — Николо-Бабаевский. Назван так он в память о явлении в 14 веке чудотворного образа святителя Николая Мирликийского, именуемого «Никола на бабайках». Оказывается, бабайками назывались большие весла-палки, которыми сплавляли к Волге по местным речкам лес. Когда они становились ненужными, их тут же на берегу Волги складывали. И вот на них-то и явился чудотворный образ. Это скромное ныне место знаменито также тем, что здесь провел свои последние годы и отошел ко Господу святитель Игнатий Брянчанинов. В начале 20-го века побывал в монастыре  царь Николай II. Сейчас обитель возрождается и ведет большую просветительскую работу, хотя монахов немного.

Затем мы отправились в Толгский женский монастырь, где нам предстояло прожить два удивительных дня. Сам монастырь всем очень понравился. Мы разместились в прекрасном паломническом центре. Немного отдохнув, все  отправились на вечернее богослужение. Огромное количество святынь – обретенные в Николо-Бабаевском монастыре мощи святителя Игнатия Брянчанинова, чудотворная икона Божией Матери, частица ризы Господней и много-много других частиц, которых просто не перечесть – все это в соединении с великолепным пением монахинь и богатым убранством монастыря просто ошеломляют. После хлебосольной трапезы часть нашей группы осталась потрудиться в монастырской кухне.

В воскресенье 7 мая в пять часов утра мы уже ехали в Ростов Великий. Сколько открытий ждало нас впереди! Недалеко от города в селе Годеново находится чудотворный Животворящий Крест Господень, приложиться к которому едут люди со всей России, и не только. Мы с трепетом посетили это святое место. После Годеново группа вернулась в Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Оказалось, что главной святыней монастыря являются мощи самого святителя Димитрия, митрополита Ростовского, управлявшего епархией в начале 18 века. Войдя в величественный Димитриевский храм, мы сразу же окунулись в красоту Божественной Литургии, сопровождаемой мощным мужским хором. После богослужения состоялась интереснейшая экскурсия по монастырю, который находится на берегу огромного озера Неро.

В городе мы посетили также Ростовский Кремль, который сейчас является государственным музеем под открытым небом и в котором, кстати, снимали сцену погони из знаменитого фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Потом был Свято-Авраамиев Богоявленский женский монастырь. Он считается одним из древнейших в Северо-Восточной Руси и начало свое берет с 990 года. В храме находится рака с мощами основателя монастыря преподобного Авраамия, сокрушившего бездушного истукана Белеса, которого местные язычники почитали за покровителя торговли и богатства.  Сделал он это силою молитвы и при помощи трости, полученной им от самого апостола Иоанна Богослова, явившемуся ему на пути в Царьград. Святые мощи преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде Третьем (1176 – 1212). Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. Весной 1901 года на монастырском кладбище был похоронен выдающийся ростовский краевед и музыкант, протоиерей Аристарх Израилев. Обитель посещали Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон, будущий патриарх Всероссийский.

Приехав обратно в Толгу, мы с радостью отправились на послушание, ведь потрудиться в монастыре – очень благодатно и почетно. Мы чистили рыбу навагу и лук. А на следующий день 8 мая после Литургии нашим послушанием было наведение порядка в летнем храме. Мы готовили его к новому сезону после зимы. Пообедав, мы с грустью простились с Толгой и выехали в Тутаев, чтобы посетить могилку архимандрита Павла Груздева. Через час пути мы оказались на живописном берегу Волги у парома, на котором переправились на левый берег. Побывав на могилке дивного старца, мы возвращались обратно, как вдруг выяснилось, что произошло ЧП. Слава Богу, все обошлось благополучно.  Вера в Божие милосердие, общая молитва и взаимовыручка сотворили чудо!

После Тутаева мы побывали в кафедральном соборе города Ярославля, погуляли по предпраздничному городу, постояли у Вечного огня, а  затем уже отправились в обратный путь домой.

Утром 9 мая мы приехали в родной Советский.  Слава Богу, что поездка была сопряжена с некоторыми неприятностями и трудностями, искушениями. Ведь это как раз доказывает ее духовную пользу.

Хочется каждому, кто ищет Бога и смысл жизни, пожелать таких же благодатных паломнических поездок по родной стране. Тем более что такая возможность с Божией помощью может скоро представиться многим людям. Надо только верить и молиться!

 

Педагог-организатор по туристско-краеведческой

работе  Дома детского творчества  Остапенко И.Л.

 

(217)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *