Паломническая поездка в Троице — Сергиеву Лавру

Поездка состоялась в конце июня текущего года. Паломники: взрослые и дети, всего 38 человек выехали из поселка около 18 часов, нам предстоял длинный путь в Сергиев Посад, Хотьково, Радонеж. Поездку возглавлял настоятель прихода  протоиерей Николай Ярошевич, который духовно окормлял путешествующих, поэтому паломничество началось, продолжалось, завершилось  молитвословием, обращенным ко Господу  нашему Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, ангелу-хранителю, святым. Утром, около 7 часов, прибыли в Хотьково. Это — город в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области, административный центр городского поселения Хотьково (население 21,5 тыс.чел), в 60 км к северо-востоку от Москвы и в 11 км к юго-западу от Сергиева Посада. Начало Хотькову положил Покровский монастырь, основанный здесь в 1308 году. Экскурсию по монастырю провела монахиня Мария. Ансамбль женского Покровского Хотькова монастыря представлен зданиями XVIIIXIX веков, из них главные — Покровский собор (1816) и Никольский собор (1904). Монастырь знаменит могилами родителей Сергия Радонежского, Кирилла и Марии, которые постриглись (1335-36гг.) и умерли (1337г.) в этом монастыре; их мощи, покоящиеся в Покровском соборе, превратились в главную местную святыню. После революции монастырь был закрыт, разорен и восстановлен в 1992 году трудами насельниц монастыря. Мы приложились к мощам преподобных Кирилла и Марии. В монастыре ощущается присутствие самого Сергия Радонежского, но тихое, камерное, сокровенное. Стояла прекрасная погода, кругом цветы, с высоты монастыря далеко проглядывались пейзажи среднерусской полосы, над нами стремительно носились ласточки, в такие моменты на ум приходит возглас   из великой ектиньи: «благорастворение воздухов».   Поблагодарив Марию за познавательный рассказ, идем к выходу из монастыря.

Впереди – Сергиев Посад, в центре которого расположена Тро́ице-Се́ргиева ла́вра ( Свято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вра) — крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви с многовековой историей, нераздельно связанной с историей нашей  страны в средние века и в новое время. Здесь всегда много паломников и туристов.  Монастырь имеет статус ставропигиального. Крупнейший центр образовательной и издательской деятельности Русской православной церкви. Место нахождения Московской духовной академии. В Свято-Троицком соборе лавры находятся мощи основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского. Датой основания Свято-Троицкой пустыни принято считать поселение преподобного Сергия Радонежского на холме Маковец (70 км к северо-востоку от Москвы) в 1337 году. Мы были ограничены во времени, но все же отстояли молебен в Троицком соборе, приложились к мощам преподобного Сергия Радонежского,  к святыням Серапионовой  палаты. Также состоялись две экскурсии: на колокольню монастыря (для желающих) и ознакомительная по Троице-Сергиевой Лавре.

Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV—XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения. Самое раннее и известное сооружение в монастыре — четырёхстолпный крестово-купольный Троицкий собор из белого камня, построенный в 14221423 годах  на месте деревянного одноимённого храма; один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIVXV веков.  Собор построен преемником основателя монастыря Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому, а заложен в год прославления последнего во святых.  Интерьер храма характеризуется единством пространства и выраженной устремлённостью вверх..  Благодаря применению при строительстве оптических поправок, строгой закономерности в построении каждого элемента интерьера, крутой форме арок и сводов создаётся впечатление большей высоты в храме, нежели в реальности. Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублев и Даниил Чёрный. Для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица», которая находится в Третьяковской галерее, в иконостасе же   находятся две копии 16 и 19 веков. В настоящее время иконостас собора состоит из пяти ярусов, причём 40 икон, размещённые в средних ярусах, сохранились со времён сооружения храма. Оригинальная стенопись собора не сохранилась. В интерьере собора важное место  занимает серебряная сень над ракой Сергия (1737 год). Сама рака, скрытая под сенью, тоже является крупным произведением русских чеканщиков; она выполнена в XVI веке по повелению Ивана IV. С юга к Троицкому собору примыкает бесстолпная одноглавая Никоновская церковь (1552), построенная над могилой преемника Сергия, игумена Никона. К западной половине южной стены собора, на месте, где, по преданию, была келия преподобного Сергия, пристроена Серапионовская палатка над мощами Новгородскогоархиепископа Серапиона († 1516), скончавшегося в монастыре; здесь также погребены митрополит Иоасаф (Скрипицын) († 1555) и архимандрит Дионисий Радонежский († 1633).

Долгая и славная история Троице –Сергиевой лавры и много надо времени и трудов познать ее. Но для желающих нет преград.  В Сергиевом посаде также посетили   еще один известный монастырь — Гефсиманский скит при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, который был основа  в 1844 году. В 1847 году при Гефсиманском ските поселился Христа ради юродивый, который вырыл  первую пещеру на берегу Корбушинского пруда.  Четыре года провёл юродивый в неустанных трудах. Постепенно к нему стали присоединяться и другие монахи. В результате их усердия в 1851 году был выстроен целый комплекс подземных ходов с маленькими кельями и пещерный храм, освящённый в честь Архангела Михаила В 1851 году в пещерную церковь во имя Архангела Михаила была пожертвована  помещицей Александрой Григорьевной Филипповой Черниговская икона Божией Матери; 1(14) сентября 1869 года эта икона явилась чудотворной и была прославлена в Русской Православной Церкви с именем Черниговско-Гефсиманской (празднование 1 (14) сентября). В 1873 году Пещерное отделение Гефсиманского скита стало центром московского старчества; это связано со служением «старца-утешителя» отца Варнавы (t 1906), прославленного прозорливостью к чудотворениями при жизни и чудесами, совершавшимися на его могиле. В 1893 году был освящен в Пещерной отделении собор в честь новопрославленной Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери. Пещерное отделение стало именоваться «Черниговский монастырь». В настоящее время в Черниговском скиту при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре живет 25 насельников; богослужения совершаются ежедневно в Черниговском соборе. Особенность скитского служения — в нем совершается во всякое время года ежедневно соборование болящих и страдающих душевными и телесными недугами. Мы посетили Черниговский храм с его святынями – иконами Божией матери Черниговская и Нерушимая стена, опустились в пещерный храм, представили эти места сто лет назад  и более и удивились духовной мощи православных старцев, сокрушаясь о своей духовной немощи.

Уже вечерело, когда наш автобус прибыл в Радонеж – небольшое  село в Сергиево-Посадском районе Московской области. Находится в 55 км к северо-востоку от Москвы, основано в 11 веке.  В начале 14 века  туда на службу  из-за обнищания вследствие голода в Ростовской земле переселился ростовский боярин Кирилл — отец св. Сергия Радонежского, впоследствии основавшего Троице-Сергиеву лавру в 15 км от Радонежа.  На берегу реки Пажи была построена  в 18361842 годах Преображенская церковь. Сейчас сюда стекается множество паломников, посещающих места, связанные с житием преподобного Сергия Радонежского.  Святой источник расположен на юго-западной окраине села, под горой,  у крутого левого берега р. Пажа, где стоит Преображенская церковь.

Вечерело, народу было мало, никто никому не мешал и не торопил. Искупались, набрали воды из источника Преподобного и долго, не торопясь, поднимались по высокой, длинной лестнице наверх, беспрерывно оборачиваясь на окружающую  нас природу Подмосковья.   Радонеж – это не  точка на карте, а местность. Местность необычной красоты, которая в своей величавой простоте соответствует духу Преподобного Сергея Радонежского.

На Радонежской земле жил и творил  гениальный  русский живописец Андрей Рублев (1360 — около 1430гг.). Предполагают, что именно Радонеж — его родина.

Места вокруг Радонежа воспеты в произведениях Сергея Тимофеевича Аксакова, который  делал на своих письмах из Абрамцева пометку «Радонежье».

Окрестности Радонежа запечатлены в полотнах М.В. Нестерова и В.М. Васнецова.

Михаил Васильевич Нестеров Видение отроку Варфоломею. 1889—1890 Холст, масло. 160 × 211 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Поездка завершена. Сумели ли мы получить ответ на вопрос «Что для нас Сергий Радонежский, почему миллионы людей  вот уже семь столетий посещают Троице-Сергиеву Лавру, припадая к мощам устроителя монастыря»? Потому что нужен, мы нуждаемся в нем. Он жил тоже в очень тяжелое время. Стоял вопрос, выстоит ли русское государство?  Известный русский историк Ключевской В.О.  в речи  произнесенной В.О. Ключевским в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 года сказал, что   при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия, положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не  пополняя его. С таким мнением трудно не согласиться.

Поездка долго собиралась, прошла легко, хотя в спартанских условиях, была нужной, полезной.  Паломники   выражают устроителям глубокую признательность за организацию паломнической поездки в Троице-Сергиевую Лавру, за заботу и попечение во время паломничества. Желаем вам доброго здоровья. Помощи вам Божией в ваших трудах.

                                                                                                                                    Л.А. Воронцова

(153)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *