Очерки о прихожанах

Духовное творчество А.А. Сагировой

***

Православное краеведение

К святыням Земли Русской, или записки паломников.

Собираясь в паломничество по маршруту «Ярославль — Ростов Великий — Годеново – Тутаев», мы до конца не понимали логики такого выбора. И только в автобусе, когда наш руководитель и духовник протоиерей Вячеслав Ершов, настоятель Новоторъяльского храма Вознесения Господня, начал подробно рассказывать о святынях, к которым мы едем, сердце наше забилось от радости! Еще бы, ведь мы ехали к нашим русским святым, прежде всего, с просьбой о помощи в строительстве храма!!!

***

Заметки православного паломника

 Радость благодати и шла молитва…

 15-21 июня 2014 года мы, прихожане храма Всех святых в земле Российской просиявших в составе паломнической группы из поселка Новый Торьял совершили поездку в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.

Организовал ее настоятель Новоторъяльского храма Вознесения Христова протоиерей Вячеслав Ершов. Впечатлениями, которые все мы пережили, посетив святые места острова Ваалам, хочется поделится с посетителями сайта нашего храма.

Начну с волнения, которые вполне естественно перед любой дальней дорогой. А паломничество — это своего рода подвиг, где ты практически не принадлежишь себе, лишен привычных телесных удобств, борешься с малодушием-а, может, и не надо так далеко ехать, делая финансовые затраты… Много сомнений, в православии называемых искушениями. С ними приходилось с Божьей помощью бороться.

Перед поездкой мы взяли благословение у настоятеля прихода церкви Всех святых, в земле Российских просиявших, о. Николая, попросили его святых молитв о нас, заказали молебен о путешествующих, обедни о здравии.

И вот, наконец, сборы позади, наступил день отъезда. Путь предстоял длинный – две тысячи километров. В этой паломнической поездке приняли участие 46 человек. По пути следования нам предстояло посетить Толгский женский монастырь в городе Ярославле, где хранится чудотворная икона Божией Матери «Толгская». О. Вячеслав, «инструктируя» нас, попросил всех в пути особенно усердно молиться. И благословил молиться по четкам, освященных на гробе Господнем в Иерусалиме. Каждый паломник помолился на них Иисусовой молитвой. паломническая поездка тем и отличается от туристической, что она освящается молитвой уже в дороге, а значит, нет времени для праздных разговоров.

16 июня рано утром мы прибыли в Толгский монастырь. В пять утра приняли участие в общей молитве, затем приложились к чудотворной иконе Божией Матери «Толгская», к мощам святителя Игнатия Брянчанинова, помолились на Божественной литургии и продолжили свой путь на Валаам.

На Ладожском озере, где находится остров Валаам, часто бывают сильные штормы. Это обстоятельство тревожило нас, так как всем хотелось вовремя добраться в монастырь. Город Приозерск, где находится монастырская бухта, встретил нас дождливой ветреной погодой и ожиданием шторма. Мы начали молиться Чудотворцу Николаю, читали акафист, и в назначенное время нас отправили в плавание на теплоходе. Мы вдоволь налюбовались видами огромного озера, у которого не видно было берегов и совсем рядом — всего в 50 км.- находилась чужая земля Финляндия.

Через четыре часа плавания перед нами открылся красивый остров, и мы вошли в монастырскую бухту. Нас встречал первый из монастырских скитов – Никольский, названный в честь покровителя всех путешественников и мореплавателей святителя Николая.

На пристани нас уже ждали два гида, которые были снами все время пребывания в монастыре. После заселения в уютную гостиницу со всеми удобствами и обеда началась первая экскурсия по монастырю. Сначала мы посетили центр обители – Спасо-Преображенский собор. С его 72- метровой колокольни открывается чудесный вид на лесные и горные просторы Валаамского архипелага. Внутри храма очень светло. Благодаря его особому устройству, создается впечатление, что огромный купол в центре будто бы парит в воздухе. На колокольне храма когда-то было 13 колоколов, из которых до нашего времени сохранился только самый большой. В соборе немало святынь: это почитаемые списки чудотворных икон Божией Матери «Валаамская» и «Всецарица», освященные на Святой горе Афон, крест – мощевик XIV века с мощами святого великомученика Пантелеимона, мощи преподобного Антипы Валаамского…

На Никольский остров от Спасо-Преображенского собора можно добраться пешком, поскольку с островом Валаам его соединяют деревянные мостики. Здесь находится Храм во имя Святого Николая Мирликийского чудотворца, возведенный в 1853 году. Когда-то иноки скита привозили на Никольский остров землю и, укрепив берега подпорками, обустраивали фруктовый сад. Заодно они высадили клены, ясени и сирень. От былых времен сохранился гранитный поклонный крест. По окончании этих экскурсий мы приняли участие в вечернем богослужении, после которого были ужин и отдых.

На второй день, помолившись на Божественной литургии, мы отправились на Святой остров, где находится вырубленная в скале пещера. Среди иноков она почиталась как место отшельничества преподобных Сергия и Германа. Позже здесь подвизался преподобный Александр Свирский, основатель Свирского Свято-Троицкого монастыря. В память о нем в середине XVIII века на острове соорудили деревянную часовню, а возле пещеры поставили деревянный поклонный крест. От священной пещеры круто вниз к воде ведут каменные ступени. Недалеко от церкви, возведенной в честь Александра Свирского, находится могила, по преданию вырытая подвижником для самого себя. После возвращения со Святого острова мы посетили Игуменское кладбище, которое было устроено игуменом Дамаскиным в 1876 году. Здесь в тиши лип и дубов, он и был погребен после блаженной кончины. Здесь же покоится прах и других игуменов монастыря. Рядом — церковь во имя Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, звонница.

В этот же день мы побывали в Предтеченском скиту, который расположен на одноименном острове. Устав монастырской жизни здесь отличается особой строгостью и даже суровостью. Например, скоромную пищу скитские подвижники не вкушают в течении всего года. На Предтеченском острове подвизался схиигумен Иоанн (Алексеев), оставивший замечательную книгу – «Письма Валаамского старца».

Расположенный на мысу Скитского острова Смоленский скит – последний по времени устройства. В начале первой мировой войны Великий князь Николай Николаевич предложил устроить на этом острове церковь, где бы непрестанно молились о воинах, за веру и отечество живот свой положивших, и пожертвовал на строительство необходимую сумму. Церковь была освящена в честь Смоленской иконы Божией Матери в 1917 году. Восстановлена в 2004 году.

Коневский скит находится на берегу Игуменских озер. В течении семи лет здесь в деревянной пустынной келье в трудах и молитвах подвизался будущий игумен Дамаскин. В 1870 году часовня была перестроена в церковь во имя Коневской иконы Божией Матери, а восстановлена – в 2005 году.В каждом из посещенных в этот день скитах мы оставили записки о здравии и упокоении своих близких. Завершился он вечерним богослужением и Таинством исповеди. Вот и наступил последний, третий день пребывания в монастыре. На Божественной литургии мы все причастились святых Христовых Тайн, а затем посетили скит Всех святых и Ильинский скит на острове Дальний, расположенные от основной обители достаточно далеко.

Обратный 6-километровый путь шли пешком, наслаждаясь воздухом, который невозможно надышаться и любуясь прекрасными соснами и березами. Растительность на Валааме такая же, как у нас в Марий Эл, но гораздо пышнее и ярче. Всех переполняли чувства, которые невозможно описать словами.

Наша разновозрастная паломническая группа (от 14-летнего мальчика до 79-летней бабушки, которая, тем не менее для всех нас являлась примером духовной и телесной стойкости) была на ногах с 5 часов утра и, наконец, стала уставать. И тогда о. Вячеслав, о. Андрей и о. Алексей как в крестном ходу запели: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Все мы, как один, подхватили молитву и даже не заметили, как пришли в монастырь.

Обедали все в радостном и приподнятом настроении, хотя неумолимо приближался момент прощания с Валаамом. Напоследок мы послушали песнопения братии монастыря, погуляли в монастырском саду, пребывая в необыкновенной духовной радости. Из такого рая очень не хотелось уезжать.

Мы сердечно, как с родными, распрощались с нашими гидами, подарив им баночку марийского меда. Отец Вячеслав, который всю дорогу на Валаам был сдержан и очень сосредоточен (чувствовалось, что он постоянно молился) сейчас не скрывал радости от того, что наше паломничество осуществилось так благодатно. Однако, обратный путь оказался с искушениями: наш автобус трижды ломался, мы 12 часов стояли, пока водитель занимался ремонтом. Поломки были серьезные, особенно последняя. Случилась она в Московской области, за запчастью нужно было ехать в город Дмитров. Но время вечернее, магазины закрыты. И тогда о. Вячеслав благословил нас на молитву – кто как может, но только чтобы молитва эта была от всей души. Все очень устали и от дороги, и от волнения, но общая молитва оказалась сильнее обстоятельств. Господь услышал нас. Добрые люди помогли водителю найти директора магазина.

Директор магазина приехал из дома, чтобы продать нашему водителю нужную запчасть. Поломка была устранена и мы снова тронулись в путь. Никто не роптал, все молча приняли случившееся, как испытание нашей веры в Господа и как испытание за полученную благодать. А еще мы поняли, что чудеса совершаются и среди нас грешных, если мы обращаемся к Богу с верою. Сама я во время молитвы вдруг ощутила спокойствие в душе и сказала мужу, что теперь будет все хорошо и мы спокойно доедем домой. Мы, действительно, благополучно доехали, сердечно распрощались с новыми знакомыми. Эта поездка всех нас объединила духовно и все стали друг другу родными.

А сейчас, когда все эмоции улеглись, пришло время осознания значения этой паломнической поездки для пользы души. Воспоминания той святости, той благодати, которую мы грешные, сподобились получить и понимание силы молитвы, помогают пережить и жизненные испытания, и искушения с пользой для души.

Татьяна Егошина           участница паломнической поездки на остров Валаам, прихожанка храмаВсех святых в земле Российской просиявших п. Советский

***

Три дня в гостях у преподобного Сергия.

          Встреча с Екатериной Акшиковой, певчей церкви «Всех Святых в земле Российской просиявших» п. Советский состоялось 19 июля 2014 года. Она только что вернулась с торжеств, посвященных 700-летию преподобного Сергия Радонежского, и была переполнена впечатлениями. Это ли не чудо – в такой исторический день побывать в Троице – Сергиевой Лавре, приложиться к мощам святого угодника Божия, принять участие во всероссийском крестном ходе и тожественных богослужениях, причаститься Святых Христовых Таин.

         − Скажите, Екатерина, Вы заранее планировали эту поездку?

         − Нет, конечно, я даже мечтать об этом не могла. Но накануне настоятелю нашего прихода о. Николаю позвонили из епархии и предложили направить одного человека для поездки на торжества. Батюшка почему-то направил меня…

         − Когда Вы отправились в путь?

         − 15 июля в 7 часов вечера все делегаты от православных приходов Марийской епархии, всего около 40 человек, собрались в Вознесенском соборе г. Йошкар-Олы на молебен. После молитвы нас окропили святой водой. Затем мы сели в чебоксарский автобус и выехали в подмосковное Хотьково. Ехали 12 часов, на место прибыли в 10 часов утра.

         − Как Вас встречали?

         − Мы уже знали, что нас встретят волонтеры. Это были доброжелательные молодые люди в красивой зеленой форме, работавшие с огромным числом паломников со всей России совершенно бескорыстно, во Славу Божию. Они направили нас на регистрацию, а затем на молебен под открытым небом у стен Покровского женского монастыря. В 12 часов все прибывшие священнослужители и миряне крестным ходом двинулись в Лавру, до которой было 17 километров.

Екатарина Акшикова 1

         − Не близко…

         − А я даже не заметила, как дошли. Удивительно легко было. Паломники шли со своими иконами, с молитвой. Наша группа тоже несла привезенные с собой три иконы Божией Матери. Я слышала, что в этом крестном ходе к преподобному Сергию шли более 30 тысяч человек, причем среди них было немало людей пожилого и даже преклонного возраста. На половине пути был объявлен привал. Мы перекусили, запаслись водой, немного отдохнули. В половине пятого были уже на Благовещенском поле в палаточном городке. Палатки удобные, рассчитанные на 30 человек. Войти в городок можно только по паломнической карте. Устроившись, мы с полчасика отдохнули и 6 часам отправились в Лавру, чтобы приложиться к мощам Сергия Радонежского. Народу там было еще не много, мы спокойно приложились к мощам преподобного, заказали обедни и сорокоусты. Вернулись в палаточный городок, когда на Благовещенском поле уже шло Всенощное бдение в честь страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексея, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Как на этом богослужении красиво пел хор! Слова молитв, казалось, проникали в самое сердце. В это время над молящимися нависла большая черная туча, но она куда-то исчезла и дождь чудом не пролился. А мы хоть и опоздали к началу богослужения, но успели к миропомазанию.

         − И теперь Вы после дороги и всех паломнических трудов, наконец, отправились отдыхать?

         − Куда там! Об отдыхе даже не вспоминали. В 12 часов ночи началась Божественная литургия, которая продлилась до половины третьего утра. Спать мы легли только в три часа, то есть на другой день. И день этот 17 июля был днем моего рождения. Еще никогда в жизни я не проводила его в такой обстановке и в таком святом месте.

         − Чем еще запомнился этот день?

         − Мы заранее отправились в Лавру, чтобы попасть на богослужение с участием Патриарха Кирилла. Два километра шли пешком, с интересом смотрели на окружающие достопримечательности, любовались красотой храмов. В 15 часов началось малое повечерие с чтением акафиста Сергию Радонежскому. И это время в Лавру прибыл патриарх Кирилл. Затем мы отстояли всенощное бдение, где насладились прекрасным пением хора, поражаясь его силе и мощи. А затем вернулись в палаточный городок. Вечером на Благовещенском поле была исповедь для паломников желающих причаститься Святых Христовых Таин 18 июля, поисповедовались в том числе и мы.

Екатарина Акшикова 2

         − И вот наступил этот памятный для всей России день…

         − Мы поднялись в 6 часов утра и в половине седьмого отправились в Лавру на литургию. С утра там было немноголюдно, зато потом – яблоку негде упасть. Люди ехали на электричках из Подмосковья, из самой Москвы. Божественную литургию под открытым небом на специально сооруженном помосте служил патриарх Кирилл. Я молилась с особенным чувством, как будто душа вдруг распахнулась перед Богом. Думалось о том, как неправильно, как грешно мы живем. И хотелось начать жить по-новому с чистого листа, следуя евангельским заповедям. В этот день было много причастников, даже толкучка создалась. Я подумала: «Господи, если я достойна причаститься, допусти…» И тут меня как будто сила какая подтолкнула к Чаше и я причастилась Святых Христовых Таин.

         В этот день нам довелось увидеть и услышать президента России В. В. Путина, который приехал в Лавру около 14 часов, посмотреть праздничный концерт с участием известных исполнительских коллективов, получить памятные подарки – акафист Сергию Радонежскому и его небольшую иконку с благословением патриарха Кирилла.

         − Каков главный итог этой поездки?

         − Самое главное – это большая благодать, полученная на богослужениях и в крестном ходе, это возможность прикоснуться к великой православной святыне – мощам преподобного Сергия Радонежского, это знакомство с Троице-Сергиевой Лаврой. А еще – преодоление себя и огромное желание измениться, стать ближе к Богу. Да поможет нам в этом преподобный Сергий!

 Екатарина Акшикова 3

 А. А. Сагирова

***

Воцерковление длиною в жизнь.

Как человек обретает веру в Бога? Кто-то впитывает её с молоком матери, родившись и возрастая в искренне верующей христианской семье, кто-то в поисках истинной веры поначалу напояет свою душу из разных источников сомнительной чистоты и методом проб и ошибок встает, наконец, на верный путь. А кого-то лицом и душой к Богу разворачивают непоправимые беды и великие скорби.

− Зерна веры православной в детстве посеяны были, − говорит Фотиния Набокова, прихожанка церкви Всех святых в земле Российской просиявших поселка Советского.

Набокова Фотиния

– Семья у нас была христианская, верующая. Моя мама пела на клиросе в нашей сельской церкви, пока ее не отдали под клуб. Она соблюдала все посты, знала много молитв. Помню, что в нашем доме всегда были иконы, на столе постоянно лежала Псалтирь, дедушка с бабушкой и мама кусочка хлеба в рот не брали, не перекрестившись…

− Ваша мама, наверное, и вас, своих детей старалась научить молиться, прибегать к помощи Божией в трудных жизненных ситуациях?

− Учить она нас не учила. Никаких слов, только своим примером. Время – то какое было! Ведь я родилась в 1937 году в деревне Лёвкино Кировской области, а вскоре война началась. В 1942 папа погиб, бабушка с дедушкой в том же году умерли. Семья жила очень трудно. Мама работала на колхозной конюшне, а мы, дети, ей помогали, чем могли. А заодно и отогревались в избушке на конном дворе. С дровами плохо было, в нашей избе вода замерзала зимой.

− Но даже и в то богоборческое время вера в народе не умирала?

− Да. В нашей небольшой деревне неверующих людей, мне кажется, совсем не было. В каждом доме имелись иконы, мужчины вином не увлекались. Помню, как в засуху мы обходили поля с иконами, пели молитвы, просили, чтобы Бог послал дождь. Тогда ведь в каждой деревне часовенки были. Я еще только в школе начинала учиться, а уже в этих молебнах участвовала. Мне всегда давали нести мою любимую икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Старушки рассказывали детям много историй о паломничестве наших деревенских жителей к святым местам. И даже о том, что некоторые из них уходили умирать в Киево-Печерскую Лавру, где им отводились специальные подземные кельи, куда питье и хлеб подавались в небольшое оконце. Все эти рассказы оставили свой след в душе.

− Ваши юность и зрелость выпали на годы безбожия в нашем государстве. Как сохранился этот огонек веры?

− Наверное, промыслом Божиим. Когда я училась в старших классах Санчурской средней школы, жила на квартире у оной старушки и ее незамужней дочери. Обе были верующие. Вместе с ними ходила в храм на праздники. Особенно помнится праздник Воздвижения Креста Господня, на который мы шли с букетами последних осенних цветов – астр. Потихоньку ходили с подружками на службы в церковь села Сметанино, которая не закрывалась ни в войну, ни после нее. И сейчас она действует. Именно в ней крестились потом моя дочь и внуки. А еще скорбей в моей жизни много было, они тоже к Богу приближают. Сиротская доля горькая, я с самого детства в труде в помощи людям. С пяти лет пастушила, в каких только домах не домовничала: печи топила, коров доила…

А в зрелые годы жила как все: работа, семья, дети, В церкви бывала не часто. Из Советского ездила на службы в поселок Новый Торьял, когда в Москве защищала диплом – побывала Новодевичьем монастыре, церкви Петра и Павла. А в 1967 году посетила Киево-Печерскую Лавру, ее Ближние пещеры – исполнила свою детскую мечту.

− Наверное, по-настоящему Ваше воцерковление началось с восстановления Чкаринской церкви Покрова Пресвятой Богородицы?

− Мне кажется, этот процесс бесконечный, длиной во всю жизнь. Я не смею называть себя истинной христианкой, так как не достойна этого высокого звания. Когда-то на меня большое впечатление произвело житие Марии Египетской, в самую душу запало. Появился большой интерес к духовной литературе, я стала чаще бывать на церковных службах, вникать в них, слушать наставления батюшек. Много духовной пользы принесло общение с искренне верующими женщинами нашего поселка: А. Я. Царегородцевой , А. В. Беляковой, М. И. Целищевой и другими. Вместе с ними я стала читать Псалтирь по усопшим. А когда в Советском начала действовать церковь Всех Святых в земле Российской Просиявших,  чкаринский батюшка Валентин благословил помогать ее настоятелю отцу Владимиру.

− В чем же заключалась Ваша помощь?

− Так как благоустройства в здании, отведенном под молебный дом, не было, приходилось топить железную печь, пилить для нее дрова, носить воду, мыть полы, разгребать снег, готовить обед для певчих, продавать свечи, принимать записки… В храм приходила к 6 часам утра, домой возвращалась в восемь или девять вечера. С тех пор и хожу сюда на службы. Дома, кроме утреннего и вечернего правил, каждый день читаю Евангелие, Апостола, а постом добавляю еще и  Псалтирь – две кафизмы утром и одну вечером. Акафисты читаю, духовные книги, а телевизор почти не смотрю, нет на него времени. Очень мне хочется побывать в Оптиной пустыни, но не знаю, получиться ли. Хоты бы неделю пожить там в послушании и молитве…

 

А. А. Сагирова

(366)

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *