Как научиться любить своих детей /обзор новинок педагогической литературы/

Простые вещи самые трудные. Например, что может быть проще, чем любить детей? Казалось бы, и говорить тут не о чем: мы их любим как никого больше на этом свете. Но…откуда же тогда столько проблем у молодежи? Почему эти, столь любимые наши дети, вырастая, так трудно находят свой путь в жизни, а порой и вовсе с пути сбиваются? Быть может просто не так их любим? И эта наша любовь на поверку оказывается не любовью вовсе? И наконец, самый главный вопрос: как же родителям правильно любить своих детей?

Один пустынник повелел однажды своему ученику: « вырви это дерево из земли!» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже, однако, глубокие корни, дерево. Беспрекословно исполняя послушание старца, ученик приступил к делу, но несмотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, — ты приказал сделать мне невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревце, которое послушник тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже укоренилось, но легко совладал с молодым. Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл дается такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали их воспитание с юных лет утверждает епископ Екатеринбургский и Ирбитский, Иреней и советует родителям начинать воспитание детей с самого раннего возраста. « Некоторые родители, особенно молодые, долго смотрят на ребенка, как на игрушку или куклу. Они кормят его, кладут спать¸ ласкают, играют и шалят с ним, берегут всячески от простуды, и прочее, а в остальном позволяют ему бегать, ходить и делать что хочет, если только не беспокоит их своим плачем и ревом. И долго не замечают они, что ненаглядный их «ангел», в сущности, — упрямое, капризное, своенравное, необузданное, непослушное, жадное, алчное и злое дитя. Но вот случайно открылись глаза их; тогда они решаются приступить к воспитанию своего баловника! Но любезные родители, теперь уже поздно: «деревце» слишком велико стало». обзор1

В своей книге « О воспитании детей» автор не только объясняет причины необходимости раннего воспитания, но и дает практические советы, как воспитывать в детях послушание и правдивость, искоренять в наших чадах гордость и другие пороки, как предохранить их от корыстолюбия и сохранить от зависти. Телесный рост идет быстро и сильно, но еще быстрее душевное развитие. Дитя начинает говорить, учится мыслить, думать, в нем укрепляется воля. Обогащаясь понятиями об окружающих его предметах, ребенок учится различать добро и зло, в нем пробуждается совесть, начинает действовать любовь или ненависть, проявляется чувство чести и стыда. Чтобы дать надлежащее направление развитию в ребенке всех сил родители должны внимательно следить за нравственным воспитанием своего ребенка – насаждать добро и искоренять зло. «Замечайте склонности ребенка, — советует автор книги, — и что найдете в нем нехорошего, «вырывайте» добрым воспитанием все недоброе. Садовник своевременно обрезает на дереве дикие побеги; то же должны делать и родители в отношении к своим детям. Сердце ребенка можно сравнить с садом, а родителей с садовниками, которые с раннего детства должны очищать сад – сердца своих детей – от бурьяна дурных привычек. А если они будут ожидать, пока зло твердо вкоренится в сердцах, пока детское сердце как бы зарастет пороками, тогда уж им не совладать с сорняками». Помните же, родители, слова Премудрого: «если есть у тебя дети, учи их и с юности нагибай шею их». Не забывайте и этих мудрых слов: «Чему тонкое детство обучено, того дряхлая старость не легко оставляет», — напоминает своим читателям епископ Ириней, автор книги «Овоспитании детей», вышедшей в издательстве «Сибирская Благозвонница» в 2007 году.

   Всем хорошо знаком афоризм: «Все счастливые семьи похожи друг на друга; каждая несчастная семья несчастна по-своему». Так можно сказать и про детей: все хорошие, послушные дети хороши одинаково, но каждый трудный ребенок труден по-своему – один упрям, другой ленив, третий груб… Вот только вопрос один и тот же, жалуясь, задают матери: «И почему он такой? Не знаю». И еще не знает мама такого ребенка и что с ним делать. Вроде бы очевидно: если ребенок ленив – сделать трудолюбивым, если упрям – сговорчивым, если жадный – добрым. Одним словом, плохого сделать хорошим, правда непонятно как… Уговариваешь – не слушаются, повышаешь голос – не реагируют, накричишь – расплачутся…ну, а физические наказания – не приведи Господь, это непедагогично! А тут еще и жизнь такая, что не только шлепнуть, а убить иногда хочется. Прошлое позорно, настоящее какое-то ненастоящее, светлое будущее по уверениям экспертов вообще сплошной мрак – цены будут расти, а жизненный уровень падать, вырастет смертность и упадет рождаемость, за спадом производства пойдет рост безработицы, а рост преступности приведет к окончательному падению культуры. По существу, это ситуация хронического стресса. Вся жизнь сплошное потрясение… А тут еще ребенок…

Но ведь он не виноват в том, что появился на свет здесь и сейчас. И он не обязан за это отвечать. Невоспитанный, упрямый, ленивый, капризный — вообщем трудный…Ну что с ним делать? А с нами? Что делать с нами – мрачными, раздражительными, усталыми, безразличными, всегда спешащими и всегда занятыми? Что вашему ребенку делать с вами? Чем защититься от вашего хронического недовольства жизнью? Вашему вниманию предлагается «Книга для трудных родителей».

обзор2

В ней говорится конечно же о детях, но о родителях все-таки больше. Ведь что греха таить, тон отношений в семье задают все-таки родители, а не дети. И авторы книги хотят помочь родителям, которым нелегко дается воспитание детей, выстраивание отношений с ними. Авторы книги – ИринаМедведева и Татьяна Шишова – практические психологи-педагоги. И по роду своей деятельности накопили порядочный опыт общения и с родителями и с детьми, и решили вычленить наиболее популярные вопросы и ситуации встречающиеся в их практике в отдельный раздел микроответов «Блиц-педагогика», ознакомившись с которым вы тоже сможете найти ответ на волнующие вас вопросы. Например, «Не знаю, как добиться строгого соблюдения режима. С улицы вовремя не загонишь, спать вовремя не уложишь?;, Нашего сына-пятиклассника просто невозможно оттащить от компьютера. А говорят, что за компьютером долго сидеть нельзя. Что делать?»; «Моей дочери уже тринадцать, а заставить ее помыть посуду невозможно. Сама десять раз помоешь, пока ее дождешься..»; « Что делать, если ребенок плохо засыпает. Крутится, вертится, хочет беседовать со взрослыми – и так до поздней ночи»: «Мой ребенок боится темноты. Как быть?»; «Мой сын наотрез отказывается убирать игрушки. Как с этим бороться?»; «Мой сын ужасно нетерпелив. Если чего-нибудь захочет, всегда вынь да положь. А чуть промедлишь, будет скандал. Что вы мнепосоветуете?»Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете на страницах «Книги для трудных родителей. Блиц-педагогика», вышедшей в издательстве «Христианская жизнь» в 2009 году.

обзор3 Главное, для чего предназначена книга известного педагога и писателя, нашего современника, Андрея Рогозянского, «Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей», вышедшая в издательстве «Эксмо» в 2007 году – донести мысль о том, что «воспитать» означает не что иное, как верно устроить взаимоотношения с ребенком.

Прожить нормально с детьми время их детства. Ведь притяжение взрослых с детьми очень естественно. Это самое искреннее из всех побуждений на свете. Недаром говорится, что человек узнается лучше всего по общению со своими детьми. Отношение к детству – это мерило человечности в нас. И основное условие, чтобы чувствовать счастье жизни. Ибо невозможно представить себе ситуацию, при которой с ребенком – все врозь, а папа с мамой при этом остаются покойны и веселы. Неблагополучие нависает, как груз, и никуда не девается, несмотря на все развлечения и дела, которыми пробуют отвлечь себя взрослые. Именно из-за этого одиночества, по причине разрушения семьи и отношений с детьми современное общество переживает нынешнюю волну депрессий и стрессов. И потому воспитание необходимо не только детям. Это потребность и благо взрослых. Нужно только почувствовать и дать росткам материнского или отцовского чувства пробиться и расцвести. А как это сделать, вам помогут советы , содержащиеся в данной книге. «В конце концов, все не так мудрено, — говорит автор, — дайте ребенку участвовать в своей жизни – вот вам и все воспитание. Остальное зависит от того, как живете вы сами».

   Игрушка – это фундаментальный предмет человеческого бытия, служащая для передачи опыта многих поколений. Игрушка является своеобразным звеном между ребенком и миром и частью детской жизни. Трудно переоценить значение игрушки. Для общества она – зеркало культуры, посредством которого передается состояние современной цивилизации. Какова культура, таковы и игрушки. Для взрослого игрушка – помощница, посредник общения, средство обучения, развлечения и даже лечения ребенка. Для ребенка игрушка – источник радости, предмет для творчества, орудие овладения миром. А что происходит сейчас. Игра сегодня становится образом жизни не детей, а взрослых. Взрослые все больше играют: в сканворды и джекпот, на бирже и стадионах, в политику, милосердие, в любовь.

обзор4

А «Во что играют наши дети» объясняет в своей книге Валентина Абраменкова, известный ученый, доктор психологических наук. Нормальный ребенок – это играющий ребенок. Казалось бы, это естественная потребность и способность ребенка – играть. Какое богатство и разнообразие игрушек предоставлено ему! Однако по наблюдениям психологов всего мира, дети перестают играть. И в это трудно поверить. Но чтобы вы сказали, если птицы перестали бы петь, цветы цвести, а зайцы прыгать? На смену играм приходят иные формы совместной деятельности, которые предоставляет детям общество взрослых. Одни находят подвалы и чердаки, другие – компьютерные клубы и Интернет. Ребенок все меньше играет с игрушками, особенно страдиционными, русским, их все труднее можно купить в магазине, Уходят в небытие коллективные игры, несущие бодрость, взаимовыручку, совместную радость. На смену им пришли электронные игрушки, телепузики, покемоны и куклы Барби. Да и такая практическая необходимость как телефон, тоже стала в руках наших детей просто игрушкой, только слишком дорогой. Из книги вы узнаете: что такое игрушка в жизни ребенка, как смотрели наши предки на игру, сколько должно быть игрушек, нужны ли нашим детям иностранные игрушки. На страницах книги читатели не только познакомятся с различными видами игр для малышей, узнают какие игрушки готовят ребенка к школе, научатся изготавливать игрушки-самоделки, а также с помощью игрушек лечить больных детей. В книге содержится малая энциклопедия детских игр с мячом, надувными шарами, кубиками, обручем, игры-аттракционы дома и на улице, игры на воде, на снегу, с ветром, игрушки из бумаги.

Если еще 10-12 лет назад родители, беззаботно уступая просьбам своих чад , приобретали игровые приставки и даже компьютеры и наивно полагали, что приобщают ребенка к благам цивилизации, развивают его интеллектуальные способности, то сегодня многие их жалобы связаны с чрезмерным увлечением их детей компьютером. Игрушка стала больше, чем игрушка. У ребенка, сидящего возле компьютера такое же злобное выражение лица, напряженная поза, судорожные движения, как и при игре с оружием. Ибо многие компьютерные игры построены пропринципу «войнушки» — чтобы выжить надо убивать самому.. Ребенок привыкает убивать. Более того, почти в каждой игре идет «счет жизни», и получить лишнее очко для себя — большая радость, а это значит, что «смерть» чья-то, хоть и виртуальная, гибель становится радостью. Давно замечено, что играющие в компьютер дети более агрессивны, нетерпеливы – этакие маленькие деспотики, пытающиеся подчинить себе все и вся, ведь в игре именно они и являются повелителями и распорядителями, и именно они решают , кого помиловать, а кому голову снести.. Постепенно нетерпимость, раздражительность, вспыльчивость становятся чертами характера ребенка. Через компьютерную игру не возможно и решить свои внутренние проблемы. Это просто иллюзия. Компьютерная игра задает нам сценарий развития, которому мы должны следовать. А значит, решать задачи, только поставленные ею. Она заставляет жить по ее условиям, ее законам, она способна подчинить себе наш ум. Это для взрослого человека. Ум же ребенка более податлив, зависим, значит и опасность выше, анализирует в своей книге «Ребенок в «заэкранье». Кромешныймир компьютерных игр» плоды времяпрепровождения детей возле компьютера уже знакомая вам Валентина Абраменкова.

обзор5

Компьютер – это все-таки электронная машина, созданная взрослыми для решения своих задач и, прежде всего для работы. Игрушкой, к тому же небезопасной, он стал только потом. Как же освободить наших детей от компьютерной зависимости советует данная книга, вышедшая в издательстве «Лепта Книга» в 2012 году.

Недостающие знания, как в образовании, так и в благочестии вернуть можно, а вот вернуть детство, наполненное играми, общением с близкими, беззаботностью невозможно. Между тем детство – это фундамент на котором строится вся жизнь. «Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит – доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, — то и останется на ней. Так и дитя; какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам приучат его, с такими оно и будет жить. Сосуд не теряет своего запаха, дурного или хорошего, которым он прежде напитался; таково и воспитание детей! Я надеюсь, что упомянутые книги, помогут вам, уважаемые родители, наполнить ваши сердца любовью к вашим детям, а сердца ваших детей только добром.

Составитель: библиотекарь Православной библиотеки Корнацкая О.В.

(467)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *