Наш храм освящен в честь праздника Всех Святых в Земле Российской Просиявших. Праздник почитания святых известен с конца IV — начала V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая. Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы помещают праздник в честь всех святых после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы. Празднование Собора Всех Святых в Земле Российской Просиявших, появившееся в 50-е гг. XVI в. и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 г. восстановлено, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.
Веками формировало духовный мир русского Православия. Это смиренномудрие, любовь к Богу, единство с Церковью, это христианское отношение к миру: оно должно быть, по словам святого Максима Исповедника, «не чувственно, не бесчувственно, а сочувственно». «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», — учил святой преподобный Серафим Саровский. Центральным моментом праздника является прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним. Подвигом русских святых освящена вся Россия. Они не только спасали души, но и руководили духовной и повседневной жизнью мирян – св. Серафим Саровский, Оптинские старцы. Они создавали русскую литературу, начиная с праведных летописцев и заканчивая свв. Димитрием Ростовским и Тихоном Задонским. Они устраивали государственную жизнь – святые Александр Невский, Сергий Радонежский, Алексий Митрополит Московский, Патриарх Ермоген; они покоряли и преображали дикую природу – Сергий и Герман Валаамские, Зосима и Савватий Соловецкие, Псковские преподобные и многие другие. Нет сословия в России, из которого не вышли бы святые угодники Божии. Благодаря им из всех многочисленных народов только русский народ избрал в названии своей страны слово «Святая» – Святая Русь. В XX веке свершился великий мученический подвиг, отмеченный актами канонизации в 2000 г., когда за один год было прославлено Святых больше, чем за 1000 лет Христианства на Руси. До этого времени среди русских святых больше всего было преподобных, сейчас же среди небесных заступников России большинство составляют мученики. Подвиг святости в России – подвиг мученичества. Святые Церкви в православной традиции – наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина.
В престольный праздник служба проходит архирейским чином, прихожане причащаются, после обеда – крестный ход вокруг поселка, который благочестивые жители встречают, проходят под иконами, в жаркую погоду предлагают воду участникам крестного хода. «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня» (Мф. 25:35).
«У русской души есть свой рай и свой ад. Нигде нет ада более страшного, и нигде нет рая более дивного, чем в русской душе… Русская душа – самое драматическое поприще, на котором беспощадно борются ангелы и дьяволы. За русскую душу ревниво бьются миры, бьются вечности, бьются Сам Бог и сам сатана. …Рай русской души представляют и составляют богоносцы и христоносцы земли русской, русские святые… Огромен, чудесен, бесконечен рай русской души, ибо огромна, ибо чудесна, ибо бесконечна святость славных святых русской земли». Архимандрит Юстин (Попович).
Наши прихожане, многие с детьми, пришли в пятницу 28 июня в храм потрудиться, произвести предпраздничную уборку храма и прилегающей территории. Мыли окна, стены внутри храма и извне, протирали иконы, чистили и натирали подсвечники, паникадила, убирали воск с пола, поправили клумбы, подмели и убрали мусор вокруг храма. Все трудились с большим энтузиазмом: впереди престольный праздник, приедут гости; чистота и порядок – это еще знак уважения к гостям. Дети были заняты посильной работой, трудились во главе со своим «бригадиром» — бабушкой Евгенией. В конце трудовой деятельности работники были приглашены в трапезную – спасибо поварам.
Каждый год приходят люди трудиться в храм накануне праздника Всех Святых в Земле Российской Просиявших и каждый раз – с особым настроением, просветленным, обостренным чувством «нашего» праздника: приходите, добрые люди, попразнуйте вместе с нами. Так уж сложилось, что престольные праздники давали почувствовать жителям общинное единение и это чувство, несмотря на гонения, сохранилось в народе, дошло до наших дней. Всех прихожан, жителей поселка, соседних поселений поздравляем с наступающим престольным праздником, приглашаем на праздник.
Л.А. Воронцова
(52)