Первые шаги в храме

 О церковном поминовении.

            Главное поминовение в Церкви о здравии − живых и об упокоении − усопших православных христиан совершается на Божественной литургии, когда за них принося бескровная жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в Святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Вверху записки обычно помещают православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), если упоминаются священнослужители и монашествующие, то их имена пишутся с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы), Возможные ошибки: (Раисии, Антониды, Крестины и т.д.), правильное написание будет: Раисы, Антонины, Христины. Также необходимо помнить, что в записке пишутся имена только данные при крещении, поэтому если вы хотите помолиться за человека, например с именем: Мая, Руслан, Анжела, Олеся, то необходимо узнать сначала его крещеное имя.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Во время литургии, когда священник произносит вслух имена поминаемых в записках на заздравной или заупокойной ектении, надо также достать свой помянник и помолиться со всеми о своих близких.

Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемых в записке, можно указать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются. Но возможны и дополнительные сведения, такие как: сведения о возрасте, звании или положении своих сродников. В таком случае допускаются сокращения идущее перед именем, например: мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).

Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный» (но не «вновьпредставленый»).

Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.

Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее образам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.

Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану, святителю Луке Крымскому; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она — наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.

Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Божией Матери Казанская», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.

Во многих монастырях и храмах существует особая треба — поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Так же принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и священники в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.

Понимая важность поминовения близких (особенно усопших) на литургии, не стоит забывать о необходимости молиться за них дома и совершать дела милосердия.

Ирина Остапенко

(252)